Выставка «Столичная панорама»
С 11 апреля по 30 июня 2023 года Центр «Эрмитаж Урал» приглашает на выставку «Столичная панорама». Санкт-Петербург в произведениях XVIII — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» в Центре «Эрмитаж-Урал»!
В юбилейный для Екатеринбурга год новый проект в Центре «Эрмитаж-Урал» представит зрителям собирательный, ретроспективный образ Санкт-Петербурга от XVIII до начала XX века. Санкт-Петербург и Екатеринбург — два города, заложенные волей Петра I и связанные трёхсотлетней историей. Появление с разницей лишь в двадцать лет двух крупнейших административно-промышленных и культурных центров ознаменовало собой рождение империи.
На выставке можно будет увидеть более 170 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, одежды и оружия, воссоздающих развивающийся облик Северной Пальмиры более чем за два столетия — с основания города весной 1703 года по первую четверть ХХ века, когда начинается история Ленинграда.
Величественный образ Санкт-Петербурга сложится в экспозиции выставки из множества реалий и подробностей: от скульптурных и живописных портретов самого Петра Великого и его дочери Елизаветы Петровны, видных деятелей русской культуры XVIII–XIХ веков (к примеру, первого ректора Императорской Академии художеств А. В. Кокоринова, архитектора А. Н. Воронихина), городских простонародных типов (серия Х.-Г. Шёнберга «Изображения санкт-петербургских разносчиков, выгравированные на меди, и объяснение фигур» и альбом «Коллекция костюмов крестьян и крестьянок Санкт-Петербурга. Нарисованные с натуры разными художниками столицы») до масштабных архитектурных панорам. Именно жанр городской панорамы стал в начале XVIII века ярким и всеобъемлющим вариантом изображения разностороннего облика Санкт-Петербурга.
Городская панорама получила широкое распространение в европейском искусстве второй половины XVIII — начала XIХ века и послужила органичной жанровой формой, позволившей наиболее полно выразить красоту новой русской столицы. На выставке будут представлены ее лучшие образцы, прежде всего, гравюра Алексея Зубова (1682/1683–1751) «Панорама Санкт-Петербурга». Мастер разворачивает в ней масштабную горизонтальную композицию, дающую возможность единым взглядом охватить лучшие постройки Петербурга и представить их выгоднейшим образом. Зубов увлеченно показывает и разные типы судов, свободно располагая их на водном пространстве. На небе с клубящимися облаками — развевающаяся лента с надписью «Санкт-Питер-Бурх», которую поддерживают ангелы и фигуры трубящих Слав, вносящие в композицию ноты торжественности, ставшие зримым воплощением прославления любимого «парадиза» императора. Дополняют основную гравюру с «Панорамой» одиннадцать так называемых «малых видов» — гравюр с изображением наиболее важных зданий города, загородных дворцов и крепостей, исполненных А. Ф. Зубовым и А. И. Ростовцевым.
Новую попытку в создании образа Санкт-Петербурга предпринимают в последующие десятилетия Христофор Марселиус, Оттомар Эллигер, Иван Трускотти, Михайло Махаев, Джозеф Хирн, Иоганн Майр, Бенжамен Патерсен. В работах этих мастеров город предстает в ином облике: фиксируется расширение его главной водной артерии — реки Невы, изображения становятся более реалистичными и документальными. Особое внимание уделяется воспроизведению городской жизни, конструкций мостов, набережных, повозок и телег на улицах.
К началу XIX века Петербург, выросший за одно столетие со сказочной быстротой, превратился в один из красивейших городов мира. Дальнейшее развитие художественного образа города совпало по времени с появлением на рубеже столетий нового вида искусства — круговой живописной архитектурной панорамы. Искусство панорам как лентообразных картин, которые размещались на стене специального круглого зала и рассматривались с площадки, расположенной в его центре, возникло в Великобритании в конце XVIII века. Ярким примером такой работы на выставке станет круговая косморама «Панорама Петербурга», созданная в 1817–1820 годах итальянским художником Анжело Тозелли (ок. 1765 — 1827?) в виде длинной ленты, исполненной акварелью и гуашью, которая не экспонировалась около тридцати лет. Особая цветовая тонкость достигнута использованием прозрачной акварели, по которой тщательно тушью Тозелли прорисовывал детали. Образ города, созданный Тозелли, чрезвычайно интересен по широте замысла и техническому мастерству исполнения, сложнейшего композиционного построения, в котором с блеском проявился его талант перспективиста.
Помимо круговых панорам широкое распространение и неизменный интерес у зрителей получили динамические панорамы, позволяющие рассматривать видовые изображения в движении. Чаще всего они исполнялись в виде ящика с двумя валиками-катушками, на которые наматывалась длинная бумажная лента с гравированным изображением. Этот прибор, предвосхитивший кино и мультипликацию, оживлял перспективные виды. Ярким примером такой панорамы стала литография Карла Гампельна «Екатерингофское гулянье» (1824–1825).
Виды столицы и пригородов исполнялись и на предметах декоративно-прикладного искусства Императорского фарфорового завода. На выставке будут представлены тарелки с видами пригородов Петербурга, отмеченные разнообразием оформления живописных бортов. Предметы, предназначенные для двух персон, чайного сервиза-дежене с видами Павловска обильно позолочены и создают впечатление драгоценных ювелирных изделий.
Облик столицы будет дополнен предметами скульптуры, представляющими собой уменьшенные модели памятников: Петра Клодта (императору Николаю I), Матвея Чижова (Екатерине II), Бориса Орловского (М. И. Кутузову), Михаила Козловского (А. В. Суворову) и других.
С середины XIX века на смену графическим и живописным произведениям, фиксирующим неповторимый художественный образ северной столицы, приходит новый вид искусства — фотография. Образ Петербурга, олицетворявший собой заложенное в него Петром I воплощение идеи империи, почти полностью исчезает из живописи и графики. Под воздействием расширяющегося политического и эстетического протеста разночинцев против главного имперского символа самодержавия Петербург, воспринимаемый теперь как «чужой» и «инородный», представляется тяжелым и угрюмым городом казарм и канцелярий.
Образ Петербурга меняется в искусстве рубежа ХIХ и ХХ веков, когда в работах художников объединения «Мир искусства» (Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Анны Остроумовой-Лебедевой и др.) он предстает как вечный город Петра, город Пушкина, воссозданный в строгой классической красоте. Лишь в ксилографиях Павла Шиллинговского (серия «Петербург. Руины и возрождение», 1923) его образ лишен парадности и романтического лоска, звучит как своеобразный реквием по бывшей имперской столице: пустынный, израненный город с приметами сурового времени, руинами домов и грудами щебня.
На протяжении своего существования Санкт-Петербург, будучи столицей Российской империи, получил многогранное воплощение в творчестве архитекторов, скульпторов, граверов, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства. Они создали образ европейского города, динамично развивающегося, легко впитывающего индивидуальные эстетические предпочтения его правителей и жителей, хорошо узнаваемого, ставшего символическим для всей России.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://i-z-o.art/visit/vystavki/vystavka-stolichnaya-panorama-event-2602.html
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Столичная панорама»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Столичная панорама».
КудаЕкатеринбург — это интерактивная афиша самых интересных событий Екатеринбурга.
КудаЕкатеринбург в курсе всех событий, которые пройдут в Екатеринбурге.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!