Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Шедевр императорской Екатеринбургской гранильной фабрики»

С 4 декабря 2025 года по 9 марта 2026 года Екатеринбургской музей изобразитльных искусств приглашает на выставку «Шедевр императорской Екатеринбургской гранильной фабрики». Из почти 250 уральский камей, хранящихся сегодня в Государственном Эрмитаже, для выставки выбраны семь. Хронология их создания охватывает весь период камейной деятельности в Екатеринбурге — с конца XVIII до середины XIX века.

фото: i-z-o.art
фото: i-z-o.art

Работы гранильной фабрики выполнены в большинстве своем из уральских яшм, лишь одна — из агата, их сюжеты (боги античного пантеона, египетский сфинкс) характерны для искусства первой половины столетия. Единственный пример частного производства — созданная в екатеринбургской мастерской А. Кочнева камея с изображением Богоматери — могла являться панагией уральского священника.

Деятельность Екатеринбургской гранильной фабрики в значительной степени определялась заказами императорского двора, из Петербурга получали проекты предметов, в столицу отправляли готовые произведения. Это закономерно обусловило высокую концентрацию камнерезных предметов в императорских резиденциях, а позднее — в собрании Государственного Эрмитажа.

На выставке представлены работы, иллюстрирующие два основных направления в работе Екатеринбургской фабрики, появившихся в екатерининское время, когда увлечения императрицы существенно влияли на векторы развития отечественной художественной промышленности.

фото: i-z-o.art
фото: i-z-o.art

Свидетельством расширения палитры цветного камня в работах уральских камнерезов, начавшегося с создания в Екатеринбурге в 1765 году Экспедиции по прииску и ломке цветного камня, может служить ваза шаровидной формы из светло-коричневой брекчии с палевыми пятнами. Форма предмета восходит к сохранившемуся в архиве фабрики чертежу 1797 года, окончанием работ считается 1801 год. Необходимо отметить, что обращение Екатеринбургской фабрики к брекчиям связано с единичными предметами этого времени и в дальнейшем этот материал не использовался.

Не менее значимым для развития уральского камнерезного искусства стал интерес Екатерины II к глиптике — искусству рельефной и углубленной резьбы на полудрагоценных и драгоценных камнях. Не ограничиваясь приобретением европейских коллекций, государыня желала иметь в своем собрании русские геммы и способствовала развитию глиптики в России. В связи с этим весной 1781 года был издан указ о начале поисков слоистых камней, на которых было бы возможно резать камеи.

Первые упоминания о создании камей — рельефных изображений на камнях с контрастной окраской слоев — на Екатеринбургской гранильной фабрике относятся к 1790-м годам. С этого времени и на следующие полстолетия «камейное художество» становится постоянной частью деятельности мастеров предприятия, а с середины XIX века проникает и в частные мастерские города.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.i-z-o.art/exhibitions/shedevr-imperatorskoi-ekaterinburgskoi-granilnoi-fabriki-event-3556.html

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Шедевр императорской Екатеринбургской гранильной фабрики»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Шедевр императорской Екатеринбургской гранильной фабрики».

КудаЕкатеринбург — это интерактивная афиша самых интересных событий Екатеринбурга.

КудаЕкатеринбург в курсе всех событий, которые пройдут в Екатеринбурге.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Последние добавленные интересные места

— партнер Рамблера

Используя КудаЕкатеринбург, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.