Выставка «Покидая кокон»
С 12 августа по 26 октября 2025 года «Эрмитаж Урал» приглашает на выставку живописи Николая Сажина «Покидая кокон». Николай Алексеевич Сажин (1948–2019) — один из самых ярких представителей так называемой «газаневской культуры» и современного искусства Санкт-Петербурга.

По существу, Сажин — это целая эпоха, восходящая к первым публичным выставкам неформальных художников в ДК им. И. И. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975). Он принимал активное участие в неофициальной художественной жизни Ленинграда, с 1971 года выставлялся на многочисленных «квартирниках» и был обитателем знаменитого сквота на Пушкинской, 10. Удивительным образом авторский бунтарский дух сочетался с учебой в академических учебных заведениях — Таврическом художественном училище (1966–1972), а затем Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1972–1978).
Художник-интеллектуал и нонконформист, за годы смелых экспериментов он выработал свой собственный, непредсказуемо изменчивый и все же сразу узнаваемый «сажинский» стиль. Его творчество характеризуется пристрастием к гротескному и ирреальному, тягой к нестабильным и амбивалентным состояниям, в основе которых лежат извечные, конфликтующие между собой инстинкты жизни и смерти, их взаимодействие и взаимопревращение.
Произведения Сажина зачастую определяют как фантастический реализм. Они представляют собой сложные картины, где причудливым образом преломляются знакомые языческие и фольклорные мотивы. Художник порой компонует их в круг («Автобиографический миф». 1995) или подчеркивает тяготение народной стихии к окружности другими средствами («Пейзаж с фигурой, благословляющей пейзаж». 2007). В ряде работ явно сказалось увлечение творчеством Павла Филонова, его ориентацией на «сделанность». Чарующие своей магической материальностью пейзажи написаны не без доли живого и острого юмора, уходящего корнями в народную смеховую культуру («Пейзаж с механической собакой». 2004). В живописи Сажина ироничные интонации вкупе со склонностью к эпатажу принимают облик постмодернистской игры, в которой художник активно полемизирует с наследием мировой художественной культуры.
Постоянными героями картин Сажина являются причудливые южные тыквы — горлянки, также называемые калебасами. Из них он создает универсальные витальные символы, впитывающие любые значения и исполняющие самые разные роли. Стилизованные тыквы на его полотнах ведут свою активную биологическую жизнь, наполненную своеобразным драматизмом: они участвуют в куртуазных сценах, встраиваются в известные культурные сюжеты, болеют и разлагаются («Трюмо». 1996; «Тяжелобольная, практически неизлечимая». 1990).
Серия произведений «Весна священная» (2001–2007), посвященная балетмейстеру Морису Бежару, начиналась парадоксально — с наблюдения за южноамериканскими шпорцевыми лягушками. Сцены соития амфибий, изображенные с изящной иронией, в воображении художника созвучны эротизму современной французской хореографии.
Еще одним важным мотивом в творчестве Сажина являются черепа животных, или «Йорики», как называл их сам автор. Они — постоянные обитатели его мастерской, соседствующие с тыквами, лягушками и другими диковинками. К их натурным формам Сажин, подобно Гамлету, неоднократно обращался в поисках неведомого символа смерти с невыразимым содержанием и подходящего для этого пластического выражения (Полиптих «Йорики». 2006).
Выставочный проект «Покидая кокон: Живопись Николая Сажина» построен на контрасте двух важнейших для художника тем: Эроса и Танатоса. Эти понятия, введенные в научный оборот Зигмундом Фрейдом, обозначают врожденные противоположные стремления психики: тягу к размножению и самосохранению и влечение к возврату в изначальное неживое состояние. Для выражения столь фундаментальных концептов Сажин изобретает собственный образный язык и пластические формулы. Двусмысленные формы южных калебасных тыкв и сладострастные шпорцевые лягушки, с одной стороны, и сгустки разлагающейся материи вместе с черепами — с другой, сошлись в вечной схватке в творчестве художника и пространстве экспозиции.
Противоборство плодоносящей Жизни и разрушительной Смерти неизбывно присутствует во всех формах бытия, порой принимая причудливый вид. Образ кокона совмещает в себе эти разнонаправленные векторы, будучи пограничным состоянием между еще не свершившимся рождением и уже окончившейся прежней жизнью. Это метаморфоза, скрытая за непроницаемыми стенками кокона, внешне неотличимого от неживой материи.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://i-z-o.art/vystavki/pokidaya-kokon-event-3464.html
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Покидая кокон»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Покидая кокон».
КудаЕкатеринбург — это интерактивная афиша самых интересных событий Екатеринбурга.
КудаЕкатеринбург в курсе всех событий, которые пройдут в Екатеринбурге.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!