Выставка «Ювелирные дары моря»
С 18 сентября по 16 октября 2024 года Музей истории камнерезного и ювелирного искусства приглашает на выставку «Ювелирные дары моря». На ней представлены изделия не только из привычных нам минералов, но из других древних материалов органического происхождения. В центре внимания — дары морей и рек.
ПЕРЛАМУТР
Внутренний слой раковин. Один из самых ценных видов перламутра добывается из раковины галиотис (вид брюхоногого моллюска), или «морское ушко». Его цветовая гамма состоит из переливающихся оттенков зеленого, розового, синего, пурпурного, желтоватого цветов. Раковины с перламутровым покрытием можно встретить как в ювелирных украшениях ушедших эпох, так и в деталях одежды и предметах интерьера. С середины 19 и вплоть до начала 20 века из перламутра массово производились сувениры — монетницы, салфеточные кольца. Также традиционно из перламутра выполняют мозаику и режут камеи. Так, из раковины лямбис выполнена камея «Русская» Полины Рыковой. Разнообразные раковины можно встретить в целом ряде работ уральских ювелиров. Это гарнитур «Лагуна» Владимира Хахалкина с раковиной рапана, подвес «Морской» с раковиной гребешка и гарнитур «Морская красавица» Владислава Храмцова и др. Переливы перламутра, сияние металла и блеск ограненных камней эффектно представлены в кольце Александра Устьянцева «На дне Красного моря».
ЖЕМЧУГ
Образования, возникающие внутри раковин моллюсков в результате попадания туда песчинок и других инородных тел. По составу сходны с перламутром. Морская раковина с жемчужиной — атрибуты «пенорожденной» прекрасной Афродиты, богини любви. Мифы Древней Греции повествуют о появлении жемчуга из капель, скатившихся с волос Афродиты в тот момент, когда она выходила из морской пены. Как ювелирный материал жемчуг не требует дополнительной обработки. Жемчужины имеют мягкий серебристый блеск, едва отливающий всеми цветами радуги. В авторских украшениях жемчуг позволяет подчеркнуть цвет и фактуру других материалов, создать акценты, ритм. Жемчуг и цветные эмали сочетаются в работах екатеринбургского ювелира Ольги Береговой и новгородского художника Владимира Ячменева. Также использование жемчуга и нетрадиционных ювелирных материалов (титан, коготь медведя, зуб кабарги, моллюск) представлено у ювелиров Тимиргали Ямалетдинова (Екатеринбург) и Анастасии Номар (Хабаровск). В диптихе из двух колье «Интро» и «Экстра» А. Номар небольшая жемчужина становится смысловым акцентом в композиции украшений. Причудливая текучая форма барочного жемчуга — уникальной шедевр природы. Такой жемчуг обычно вдохновляет художников на создание удивительных сюжетов и образов. Так, барочная жемчужина легла в основу украшения Татьяны Пинчук в подвесе «Добрее ветра» и дополнена яркими вставками хризопраза и опала.
КОРАЛЛ
Известковый скелет коралловых полипов. Они живут колониями и образуют красивые коралловые рифы. Легенды связывают появление кораллов с древнегреческим мифом о Медузе Горгоне. Персей, сын великого Зевса и земной царевны Данаи, победил морское чудовище. Из крови Медузы, пролившейся на морское дно, выросли кроваво-красные кораллы. Цветовая палитра кораллов насчитывает более 300 тонов. Наиболее часто в ювелирном деле используются ярко-красные кораллы. Украшения из кораллов были в моде на протяжении всего 19 века. Бусы и ожерелья могли быть набраны из фрагментов веточек кораллов или бусин разных форм. В авторском украшении «Веснянка» екатеринбургского ювелира Михаила Лесика коралловые цветы прорастают из полостей природного штуфа малахита, горят ярким цветом на фоне глубокой зелени уральского камня. Затейливая веточки белого коралла оживляют композицию «Рыба» Игоря Дара.
ЯНТАРЬ
Янтарь является окаменевшей ископаемой смолой древнейших хвойных деревьев, существовавших более 40 млн. лет назад. Цветовая палитра солнечного камня варьируется от светло-желтого до красноватого оттенка. Знаменитое месторождение янтаря находится на балтийском побережье Калининградского полуострова. О янтаре также повествует древнегреческий миф. Прекрасный юноша Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, решил промчаться по небу в солнечной колеснице, но не справился с огненными конями. Повозка, объятая пламенем, рухнула в реку Эридан. Нимфы, жившие в её водах, оплакивали красивого юношу. Их слезы и стали кусочками янтаря. В работах калининградского мастера Николая Медведева солнечный камень воспринимается как живая материя. Неправильные стихийные формы вставок янтаря, различного по цвету и прозрачности соседствуют рядом с раковинами и вставками перламутра, а иногда и цветного камня. Известные уральские мастера в ХХ веке пробовали работать с янтарем. Примером тому являются авторские работы Заслуженного художника-ювелира Владислава Храмцова (брошь «Гейша»). Как и в работе с уральским камнем автор ценит природный материал и стремиться сохранить, подчеркнуть его первозданность, наполнить смыслом.
ПЕРЛАМУТР
Внутренний слой раковин. Один из самых ценных видов перламутра добывается из раковины галиотис (вид брюхоногого моллюска), или «морское ушко». Его цветовая гамма состоит из переливающихся оттенков зеленого, розового, синего, пурпурного, желтоватого цветов. Раковины с перламутровым покрытием можно встретить как в ювелирных украшениях ушедших эпох, так и в деталях одежды и предметах интерьера. С середины 19 и вплоть до начала 20 века из перламутра массово производились сувениры — монетницы, салфеточные кольца. Также традиционно из перламутра выполняют мозаику и режут камеи. Так, из раковины лямбис выполнена камея «Русская» Полины Рыковой. Разнообразные раковины можно встретить в целом ряде работ уральских ювелиров. Это гарнитур «Лагуна» Владимира Хахалкина с раковиной рапана, подвес «Морской» с раковиной гребешка и гарнитур «Морская красавица» Владислава Храмцова и др. Переливы перламутра, сияние металла и блеск ограненных камней эффектно представлены в кольце Александра Устьянцева «На дне Красного моря».
ЖЕМЧУГ
Образования, возникающие внутри раковин моллюсков в результате попадания туда песчинок и других инородных тел. По составу сходны с перламутром. Морская раковина с жемчужиной — атрибуты «пенорожденной» прекрасной Афродиты, богини любви. Мифы Древней Греции повествуют о появлении жемчуга из капель, скатившихся с волос Афродиты в тот момент, когда она выходила из морской пены. Как ювелирный материал жемчуг не требует дополнительной обработки. Жемчужины имеют мягкий серебристый блеск, едва отливающий всеми цветами радуги. В авторских украшениях жемчуг позволяет подчеркнуть цвет и фактуру других материалов, создать акценты, ритм. Жемчуг и цветные эмали сочетаются в работах екатеринбургского ювелира Ольги Береговой и новгородского художника Владимира Ячменева. Также использование жемчуга и нетрадиционных ювелирных материалов (титан, коготь медведя, зуб кабарги, моллюск) представлено у ювелиров Тимиргали Ямалетдинова (Екатеринбург) и Анастасии Номар (Хабаровск). В диптихе из двух колье «Интро» и «Экстра» А. Номар небольшая жемчужина становится смысловым акцентом в композиции украшений. Причудливая текучая форма барочного жемчуга — уникальной шедевр природы. Такой жемчуг обычно вдохновляет художников на создание удивительных сюжетов и образов. Так, барочная жемчужина легла в основу украшения Татьяны Пинчук в подвесе «Добрее ветра» и дополнена яркими вставками хризопраза и опала.
КОРАЛЛ
Известковый скелет коралловых полипов. Они живут колониями и образуют красивые коралловые рифы. Легенды связывают появление кораллов с древнегреческим мифом о Медузе Горгоне. Персей, сын великого Зевса и земной царевны Данаи, победил морское чудовище. Из крови Медузы, пролившейся на морское дно, выросли кроваво-красные кораллы. Цветовая палитра кораллов насчитывает более 300 тонов. Наиболее часто в ювелирном деле используются ярко-красные кораллы. Украшения из кораллов были в моде на протяжении всего 19 века. Бусы и ожерелья могли быть набраны из фрагментов веточек кораллов или бусин разных форм. В авторском украшении «Веснянка» екатеринбургского ювелира Михаила Лесика коралловые цветы прорастают из полостей природного штуфа малахита, горят ярким цветом на фоне глубокой зелени уральского камня. Затейливая веточки белого коралла оживляют композицию «Рыба» Игоря Дара.
ЯНТАРЬ
Янтарь является окаменевшей ископаемой смолой древнейших хвойных деревьев, существовавших более 40 млн. лет назад. Цветовая палитра солнечного камня варьируется от светло-желтого до красноватого оттенка. Знаменитое месторождение янтаря находится на балтийском побережье Калининградского полуострова. О янтаре также повествует древнегреческий миф. Прекрасный юноша Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, решил промчаться по небу в солнечной колеснице, но не справился с огненными конями. Повозка, объятая пламенем, рухнула в реку Эридан. Нимфы, жившие в её водах, оплакивали красивого юношу. Их слезы и стали кусочками янтаря. В работах калининградского мастера Николая Медведева солнечный камень воспринимается как живая материя. Неправильные стихийные формы вставок янтаря, различного по цвету и прозрачности соседствуют рядом с раковинами и вставками перламутра, а иногда и цветного камня. Известные уральские мастера в ХХ веке пробовали работать с янтарем. Примером тому являются авторские работы Заслуженного художника-ювелира Владислава Храмцова (брошь «Гейша»). Как и в работе с уральским камнем автор ценит природный материал и стремиться сохранить, подчеркнуть его первозданность, наполнить смыслом.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://mikji.ru/exhibitions/yuvelirnye-dary-morya/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Ювелирные дары моря»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Ювелирные дары моря».
КудаЕкатеринбург — это интерактивная афиша самых интересных событий Екатеринбурга.
КудаЕкатеринбург в курсе всех событий, которые пройдут в Екатеринбурге.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!